Что представляет собой творческая лаборатория этюдиста? Как найденная во время анализа или шахматной партии идея проходит этюдную огранку? Заслуженный мастер спорта по шахматам, гроссмейстер Украины и международный мастер по шахматной композиции Сергей Ткаченко (Одесса) в своей новой книге "Откровения шахматного странника" ответит на эти и другие вопросы.Книга является оригинальным учебником по шахматному эндшпилю. Решая самостоятельно приведенные в ней этюды, вы возьмете на вооружение для турнирных баталий богатый арсенал этюдных приемов. Любители шахматной истории найдут в книге сведения о развитии шахматной композиции в СССР, Украине и Одессе.
Тираж книги: 400 экземпляров, мелованная бумага, цветная офсетная печать, твердая глянцевая обложка; 368 страниц, 291 диаграмма, 115 фотографий и рисунков.
По вопросам приобретения книги следует обращаться к автору: tkachesser@mail.ru.
ПРЕДИСЛОВИЯ
ТРОПИНКА НА ШАХМАТНЫЙ ОЛИМП
Бытует мнение, что излишний практицизм, помноженный на компьютерную мощь, убьет творческую сторону шахмат. Не согласен! Шахматы настолько глубокая и богатая игра, что при творческом подходе всегда найдется и остроумная дебютная идея, и оригинальное решение в середине партии, и эффектный этюдный нюанс в ее концовке. Было бы желание!
Я часто наблюдаю, как загораются глаза именитых игроков при попытке разгадать замысел композиции. Чем сильнее шахматист – тем больше его волнует творчество и тем сильнее у него жажда красоты! Только такой подход позволяет расти и совершенствоваться в шахматах. Я не могу объяснить утверждение логическими выкладками, но убежден, что это единственная тропинка на шахматный Олимп…
Вспоминаю свою шахматную юность. Мой тренер – Альберт Зиновьевич Капенгут, готовя подопечного к будущим победам, советовал брать пример с… этюдистов:
– Смотри, как боготворят шахматы творцы этюдов. Они не думают о том, сколько денежек заработают от этого процесса. Их захватывает поиск шахматного чуда!
Именно настоящие шахматные чудеса и привлекают меня в этюдном творчестве Сергея Ткаченко. В, казалось бы, безнадежной позиции вдруг находится парадоксальная пуанта, тонкость которой выяснится только в самом конце решения. Такие творения запоминаются надолго! Настоятельно рекомендую всем без исключения шахматистам решение этюдов из этой книги. Для искусного игрока это прекрасная тренировка техники расчета и комбинационного зрения; для новичка – счастливая возможность почувствовать волшебство и неисчерпаемость шахмат. Для этих целей этюды Сергея – идеальный вариант!
Борис Гельфанд, международный гроссмейстер, победитель Кубка мира-2009
ЗАЧЕМ "ПРЕПАРИРОВАТЬ" ЭТЮД?
Книга моего одесского друга поистине уникальна. Пожалуй, впервые рассказ о шахматных этюдах представлен не в форме обычного (и часто довольно сухого) комментирования избранных произведений, а живого, эмоционального повествования.
В основе каждой главы - не только сам этюд, но и история его составления, запоминающиеся мини-эссе о соавторах и сподвижниках по этюдному творчеству.
Когда мы наслаждаемся картинами знаменитых живописцев, нас обычно мало интересует, как создавалось то или иное великое полотно. Главное – конечный продукт и его восприятие зрителем. Да и что может дать описание процесса рождения картины, если вы никогда не держали в руках кисть?..
Этюд, на мой взгляд, – та же картина, написанная выверенными шахматными мазками. Тогда зачем же его "препарировать"? Да хотя бы ради миллионов простых любителей шахматной игры! Они в состоянии оценить проделанную этюдистом работу, тем более что автору удалось доступным языком рассказать, как гадкий, порой, утенок превращается в прекрасного лебедя.
Эта книга, без сомнения, будет интересна и профессиональным шахматистам, ведь Сергей Ткаченко всегда стремится в своем творчестве придерживаться принципов практической игры.
Олег Перваков, международный гроссмейстер по шахматной композиции, чемпион мира по составлению этюдов.
НЕ ТОЛЬКО ХОДЫ, НО И ЛЮДИ!
Плутать самому в дебрях вариантов, продираясь сквозь колючки ложных следов в поисках той единственной тропки, которая "приведет к храму", мне как-то недостает вдохновения, а может быть, и веры в то, что цель окупит потраченные усилия. Но!! Какое же наслаждение скользить по этюдному лабиринту, прихотливо выстроенному рукой Шахматного Художника, когда он сам выступает в роли Вергилия. Ты охотно, забыв обо всем, даешь увлечь себя в глубины первозданного хаоса, заглядываешь послушно во все тупички и закоулки, любое мерцание вдали принимаешь за выход из лабиринта – и, только подойдя вплотную, видишь, что это плут Вергилий подкинул очередную болотную гнилушку и надо всё начинать сызнова! Твое воображение вязнет в этих ложных следах, словно в лемовском океане Соляриса, не в силах разглядеть в них ни логики, ни цели… Но тут, когда ты уже почти отчаялся, следует изящный "доворот винта" – и всё вдруг наполняется светом, каждая мелочь обретает значение, и у тебя захватывает дух от красоты и остроумия авторского замысла!
Впрочем, эта книга не только сборник замечательных этюдов. Я знаю Сергея Ткаченко не так давно, всего третий год, но сразу понял, что его, как и меня, привлекают в шахматах не только ходы, но и люди. За каждым произведением он видит личность, его создавшую. Поэтому этюдные откровения шахматного странника перемежаются смачными – любимое словцо Сергея – очерками о тех, кто когда-то наставил его на стезю исканий, и о тех, кто до сих пор разделяет с ним тяжелый, но такой сладостный труд познания истины. Меня не удивляет, что автор книги в последнее время увлекся архивными раскопками, ведь они сродни этюдным озарениям: истинные находки редки, но зато уникальны. На этом поприще я тоже жду от Ткаченко немало откровений.
Сергей Воронков, шахматный историк и писатель.